На Петербургском международном экономическом форуме состоялось пленарное заседание с участием президента Российской Федерации Владимира Путина, на котором он рассказал о планах по обеспечению предпринимательской свободы.
В своем выступление Президент России акцентировал внимание на декриминализации экономических преступлений, отказе от проверок бизнеса, пересмотре оснований для заключения предпринимателей под стражу, снижении давления на бизнес.
На Петербургском экономическом форуме Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров презентовал книгу «Бизнес и власть: уроки новейшей истории», в которой рассказал, в том числе, о работе в части защиты бизнеса и улучшения инвестиционного климата, которую он ввел в период сопредседательства в «Деловой России». В книге отображены вышеупомянутые предложения, озвученные Президентом России Владимиром Путиным. Некоторые их них были сопоставлены с цитатами из книги Премьер-министра Башкортостана Андрея Назарова.
Владимир Путин: После введения мораториев на проверки в предыдущие годы, количество нарушений со стороны предпринимателей снизилось. И это говорит о зрелости и ответственности российского бизнеса. Его нужно мотивировать, а не принуждать к соблюдению норм и требований. А значит есть все основания сделать еще один кардинальный шаг вперед — навсегда отказаться от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, деятельность, которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Всем уже давно понятно, нет необходимости проверять всех подряд. Должен работать рискоориентированный подход. Прошу Правительство определить, конкретные параметры такой реформы в ближайшие месяцы.
Андрей Назаров: Система требует дальнейшей донастройки. Базово, мы должны прийти к тому, что любая проверка проводится не отчетности ради, а лишь при необходимости. А наказание — применяется в случае, когда нарушение несет риски для жизни и здоровья людей или снижает качество поставляемых на рынок товаров и услуг.
Более того, список требований к бизнесу должен быть разделен по отраслям для конкретных предприятий и умещаться в одну брошюру-памятку, так называемый гайдлайн. Сверяя свою компанию по этому листу, предприниматель сможет заранее прогнозировать и устранять все возможные нарушения. Ему больше не придется держать целый штат бухгалтеров и юристов, которые только и делают, что готовят отчетность для инспекторов разных органов.
Сэкономит бизнес – сэкономит государство. Причем немало. Ущерб, который наносит избыточный контроль эксперты приравнивают к 1,5% ВВП, а бизнес-сообщества говорят даже о 7%. Сумма существенная и предприятиям для дальнейшего развития она бы явно не помешала.
Владимир Путин: Чувствительная тема для бизнеса на сегодня, это вопрос нашей национальной безопасности и экономической устойчивости. Чтобы сократить, свести к минимуму разного рода злоупотребления, лазейки для давления на предпринимателей, мы последовательно убираем размытые нормы уголовного законодательства, в части, так называемых, экономических составов. В марте подписан закон, по которому уголовные дела в отношении предпринимателей по налоговым составам могут возбуждаться только по представлению налоговой службы, и никак иначе. В ближайшее время должен быть принят законопроект о сокращении сроков давности по налоговым преступлениям, а также об отказе возбуждения уголовных дел после полного погашения налоговой недоимки. В целом нужно аккуратно, но вместе с тем основательно подойти к декриминализации целого ряда, так называемых, экономических составов. Например тех, которые касаются работы без лицензии или аккредитации.
Андрей Назаров: Чтобы бизнес «не ходил под статьей», необходимо «перезапускать» Уголовный кодекс. Он должен отвечать принципам сегодняшнего дня: «за экономическое преступление — экономическое наказание, За ненасильственное преступление человек под стражу попадать не должен. Особенно до того, как его вина не будет признана судом.
Владимир Путин: Необходимо пересмотреть основания для заключения предпринимателей под стражу и для продления сроков предварительного следствия. Не секрет, что очень часто эти нормы применяются там, где нет объективной необходимости. В результате еще на этапе следствия, предприятия вынуждены приостанавливать свою деятельность или вовсе закрываться. В этом случае помимо прямых убытков и утраты рыночных позиций, рабочих мест, под ударом оказывается репутация компании и их руководителей. Обращаю внимание правоохранительных структур, необходимо покончить с такой практикой и прошу Правительство совместно с Верховным судом подготовить соответствующие поправки в закон, прошу провести эту работу до 1 октября текущего года.
Андрей Назаров: Но есть и другая проблема, у нас на практике случается, что предпринимателю грозит не только арест, но и соответствующие условия содержания под арестом: в тех же следственных изоляторах «белых воротничков» держат в два раза дольше, чем других обвиняемых.
Путевку в СИЗО для представителей бизнеса выписывают в среднем на полтора-два года вместо обычных двух месяцев. И чаще всего, чтобы признать такой арест законным, суду достаточно наличия загранпаспорта у обвиняемого. За это время растрачиваются все деньги, а бизнес в восьми из десяти случаев рушится.
Владимир Путин: По линии Совета безопасности дано специальное поручение по анализу ситуации, когда уголовные дела возбуждаются, но не доводятся до суда. Количество таких случаев за последние годы существенно выросло. Некоторые дела заводятся без достаточных обоснований, либо используются для давления на компании или конкретных физических лиц. Осенью отдельно обсудим эту тему и примем дополнительные решения в части законодательства и организации работы правоохранительных органов.
Андрей Назаров: Экономическое преступление требуется расследовать иначе, очень щадяще, без побочных последствий в виде упадка бизнеса. Ведь далее обваливаются отдельные рынки, экономика и человеческие жизни.